ПЭК

Программа производственного экологического контроля

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Необходимость разработки ПЭК регламентируется ст. 67 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017).


Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

— об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

— об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

— об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

— о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

— о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

— о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.


Ответственность за отсутствие ПЭК устанавливается ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами

Одним из направлений производственного экологического контроля является производственный контроль в области обращения с отходами, предусмотренный статьей 26 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Целями производственного контроля в области обращения с отходами является обеспечение:

  • соблюдения требований законодательства Российской Федерации, в области обращения с отходами;
  • выполнения корпоративных программ в области охраны окружающей среды.
  • соблюдения в процессе производственной деятельности нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • выполнения планов мероприятий по охране окружающей среды;
  • соблюдения природоохранных требований в области обращения с отходами производства и потребления, установленных разрешительной документацией;
  • своевременного и оперативного устранения причин возможных аварийных ситуаций или их последствий, связанных с нарушением требований в области обращения с отходами;
  • получения данных о текущих воздействиях на окружающую среду для заполнения форм первичной учетной документации;
  • оперативного информирования руководства и персонала о случаях нарушений природоохранных требований, а также о причинах установленных нарушений;
  • соблюдения требований к полноте и достоверности сведений в области охраны окружающей среды, используемых при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, представляемых в органы исполнительной власти, осуществляющие ГЭК, и органы государственного статистического наблюдения.

Производственный контроль в области обращения с отходами включает в себя:

  1. сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы;
  2. характеристику условий и мест накопления отходов;
  3. сведения о распределении полномочий и организация системы контроля в области обращения с отходами;
  4. порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами на предприятии;
  5. сведения о мероприятиях по предупреждению и ликвидации возможных аварийных ситуаций;
  6. сведения об организации мониторинга за состоянием окружающей среды в местах накопления отходов.
    Согласованный порядок производственного контроля в области обращения с отходами актуален в течении 3 лет.

Ответственность за отсутствие порядка производственного контроля в области обращения с отходами устанавливается ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.